2
Подписаться на RSS
Старый 02.06.2009, 19:02   #1 (постоянная ссылка)
Администратор
Всего очков: 13,599, Уровень: 75 Всего очков: 13,599, Уровень: 75 Всего очков: 13,599, Уровень: 75
Активность: 0% Активность: 0% Активность: 0%
Последние Достижения
 
Аватар для Atagon
По умолчанию О модерации на форумах.

Модерация

Введение.
В связи с конфликтными ситуациями, которые постоянно возникают на форумах, предлагается аналитический материал про модерацию. Были проанализированы несколько сайтов, в которых в разной степени поднимались и обсуждались, как на теоретическом, так и на технологическом уровнях вопросы модерации форумов.

Некоторые тексты сохраняются целиком, некоторые тезисно. (Жирным шрифтом выделяются значимые вопросы и тезисы).
Материалы условно разбиты на три части. В первой части представлены теоретические работы. Во второй части - существующие проблемы. В третьей части представлены конкретные рекомендации модераторам форумов и образцы норм модерации.

Первая часть.

Форумы: модерация и содержательное наполнение

Модератор - отнюдь не только личность, осуществляющая надзор. Буквально это слово может переводиться как "председатель", "арбитр", "посредник", "ведущий". Есть еще русское определение, по обыкновению, более узкое, чем значение созвучного английского слова - "деревянная планка для приглушения звука пианино" ("Большой энциклопедический словарь"). Вычленив функцию приглушения, смягчения, направленного не на звук определенного музыкального инструмента, а на некоторые информационные шумы, и приписав ее не деревянной планке, а человеку, мы и это определение можем применить к модератору коммуникативного ресурса.
В действительности функции модератора достаточно разнообразны. Р.Мэйсон еще в 1991 году писал о том, что существует два уровня модерации онлайновых конференций.
На техническом уровне модератор имеет возможность удалять и изменять любые сообщения.
На образовательном - ведет дискуссию, стимулирует к участию и может выполнять роль интеллектуального лидера. Зачастую представления о роли модератора сводятся лишь к техническому уровню, то есть удалению неуместных и оскорбительных реплик, в то время как наиболее значимые задачи модератора с его фигурой даже не ассоциируют. Это и неудивительно, ведь "образовательный уровень модерации" фактически подразумевает ответственность за содержательное наполнение коммуникативного ресурса и комфорт его посетителей. Для полноценного и централизованного осуществления этих функций необходимы веские стимулы, а кроме того, вышеупомянутое интеллектуальное лидерство или хотя бы равенство с участниками коммуникации, количество которых, в свою очередь, строго фиксируется. Сами участники должны отбираться в соответствии с определенными требованиями к их интеллектуальному развитию. Добавим жесткие ограничения на длительность коммуникации - и получим описание коммуникативного ресурса, приближенного к научной конференции.
Цели и задачи модерации редко могут быть сформулированы с предельной четкостью, количество участников и продолжительность взаимодействия практически не ограничивается, и никто из создателей не имеет достаточно сильной мотивации и возможностей для исполнения всех функций модератора. Вместе с тем, содержательное наполнение форума и комфорт пользователей являются главными критериями оценки субъективной ценности коммуникативного ресурса. То есть в том, чтобы форум был информационно насыщенным и удобным в использовании, заинтересованы прежде всего его участники. И некоторые из этих участников нередко берут на себя частичное выполнение тех функций, которые в форумах с более жесткой и централизованной организацией традиционно приписывают модератору: обеспечение информацией, стимулирование к взаимодействию, управление ходом беседы, помощь в преодолении барьеров виртуальной коммуникации. Частичную модерацию, осуществляемую пользователями на добровольных началах, можно условно назвать пользовательской.
Пользовательская модерация иногда осуществляется даже на техническом уровне, а именно - в том случае, когда создателями форума предусмотрена такая возможность. В частности, каждая тема форума может представлять собой своеобразное мини-владение, полновластным правителем которого выступает основатель темы. Именно он контролирует весь ход беседы, используя технические возможности удаления сообщений и ограничения доступа нежелательным посетителям. При таком устройстве весь форум подобен раздробленному государству, части которого объединяются лишь общим названием. Известна и другая организация форума, при которой его создатели предоставляют доступ к администраторской консоли нескольким завсегдатаям, как правило, обладающим более или менее спокойным темпераментом, с тем, чтобы те осуществляли технический уровень модерации, то есть на общественных началах фильтровали флуд (избыточную информацию) и флейм (дискуссии, переходящие в личную ругань) во всем форуме. Эти технические модераторы могут иметь явный статус, но порой выполняют доверенную им роль анонимно, даже тайно, на время уподобляясь невидимкам.
Технический уровень модерации естественным образом ассоциируется с властью, а потому является предметом жарких дискуссий. Он может обеспечивать сохранение определенной атмосферы, сложившейся на форуме и в той или иной мере способствующей эффективной коммуникации, но для смыслового наполнения форума наиболее важен уровень модерации, названный Р.Мэйсоном образовательным. Напомним, что этот уровень включает в себя снабжение форума информацией, провоцирующей пользователей на обсуждение; управление беседой с тем, чтобы не дать ей утечь от первоначальной темы; поддержка участников коммуникации.
Обеспечение форума информацией порой становится для некоторых участников чуть ли не главным занятием в пределах данного ресурса. Осуществляемая ими деятельность, включающая просеивание информации, поступающей из различных новостных источников (не всегда русскоязычных, не всегда онлайновых, не всегда общедоступных), с тем чтобы поместить наиболее значимую информацию на всеобщее обозрение и обсуждение, соответствует понятию "гейткипинг". Этот термин приписывают социологу К.Льюину. Функция гейткипинга традиционно связывается с журналистикой, но в онлайновой среде ее часто выполняют рядовые посетители форумов. Выполняют порой более чем успешно, в результате делая коммуникативный ресурс иногда даже более оперативным и полным источником информации, чем собственно новостные ресурсы. Особенно значима эта черта некоторых форумов во время каких-либо эпохальных общественных событий, когда доступ к новостным сайтам затруднен из-за высокого трафика. Примером такого коммуникативного ресурса может быть Либеральный форум
Управление ходом беседы, ее оживление, внесение свежей струи в дискуссию могут брать на себя те, кому интересен предмет обсуждения. Для того, чтобы действия по управлению были эффективны, тот, кто их осуществляет, должен обладать немалым мастерством, интеллектом для генерирования высказываний, провоцирующих на участие, и тактом, чтобы этот интеллект не выпячивать. В ином случае дискуссия, может, и оживится, только не совсем тем способом, которого желал ее стимулятор.
Стимулирование к участию и поддержка пользователей может включать в себя помощь в преодолении коммуникативных барьеров: языковой барьер - в том случае, если в форуме участвуют люди разных национальностей; технический, подразумевающий затруднения неопытных пользователей в том, чтобы разобраться в интерфейсе конкретного коммуникативного ресурса; барьер специфики среды. В соответствии с теорией социального присутствия и богатства среды онлайновая среда с ее недостатком визуальной и другой невербальной информации считается скудной, то есть очень незначительной в отношении социального присутствия по сравнению с коммуникацией лицом к лицу (Дж. Уолтер). Надо сказать, что эта скудность онлайновой среды может являться барьером для некоторых людей, в то время как для других она, напротив, является стимулирующим фактором для преодоления собственной застенчивости. Недостаток невербальной информации может отчасти компенсироваться использованием "смайликов" ;-) В любом случае, новичков онлайновой среды порой поддерживают более опытные пользователи, помогая им разобраться с недоразумениями и затруднениями. При этом они выступают в роли модератора.
Что побуждает участников брать на себя функции модератора? Выше была названа одна из центральных причин - забота о содержательном наполнении форума и о комфорте его участников. Чем выше то и другое, тем большую ценность может представлять собой коммуникативный ресурс для его посетителей, тем больше в нем возможностей для саморазвития, для того, чтобы задействовать критическое и аналитическое мышление.
И чем более развиты в интеллектуальном отношении участники форума, тем заманчивее для некоторых посетителей роль лидера, которая тесно связана с функциями модератора. Обеспечивая форум информацией, управляя ходом беседы, поддерживая и стимулируя пользователей, участник коммуникации может получать удовлетворение от самой своей деятельности и вместе с тем он формирует свой собственный образ, обладающий определенным авторитетом, делает себе "виртуальное имя", которым он может очень дорожить.
Когда такой участник теряет стимулы для исполнения функций модератора и перестает их осуществлять, коммуникативный ресурс может утратить очень многое. Ведь не только яркие персонажи приходят, привлеченные интересным форумом, но и наоборот - форум становится интересным от того, что в нем участвуют яркие личности. И как раз в том, что личности, незаурядные в коммуникативном процессе, теряют стимулы для активного участия, а значит - и выполнения функций модератора, возможно, и заключается главная причина стагнации форумов.


Вторая часть.
2.1. Самый главный вопрос модераторов и участников форума заключался в том, КАК с одной стороны создать условия для свободы слова, а с другой стороны - ограничить свободу слова участника и действия модератора. В этой фразе сказано многое: - "…нельзя ни кому затыкать рот, если можешь - накидывай платки на ротки". На форуме работала норма - "…сообщения будут удаляться без объяснения причин".
Отключение одного из активных участников форума, была воспринята участниками как неспособность модератора что-то придумать и предложить новые идеи для дальнейшей нормализации общения.
Предлагалось ввести несколько уровней участия с разными правами и возможностями участия в форуме. Предполагалось, что при таком администрировании остаются нормально действующими принцип необходимости и достаточности, а так же принцип - не навреди.

2.2. В статье В.Паланта "Зачем нужна модерация" описываются проблемы, характерные для всех форумов. Ставятся цели и задача, даются конкретные рекомендации модераторам. (Приводится с сокращением.)
В Интернете существует множество форумов без модерации или со слабой модерацией. Либо владелец форума вообще не подумал о необходимости модерации и уповает на саморегулирование форума, либо считает модерацию несовместимой со свободным самовыражением участников, либо модерировать просто некому (лень, неинтересно, нет времени). Характерные признаки таких форумов всем известны: невозможность отыскать нужную информацию под тоннами хлама, регулярные, а то и непрекращающиеся, разборки между участниками, презрительное отношение "старожилов" к новичкам.
Модерация нужна для поддержания порядка в самом широком смысле. Это означает как упорядочивание содержащейся на форуме информации, так и контроль обсуждений и поддерживание адекватного стиля общения. Какие бы уважаемые и умные люди не общались на форуме - ситуации, требующие вмешательства модератора, возникают почти неминуемо, особенно при открытом доступе к форуму.
Цель первой задачи: оставить на форуме только важную информацию, осмысленно классифицировать ее и удалить все то, что больше никому не понадобится. К сожалению этой задаче очень редко уделяется должное внимание и еще реже встречаются практичные решения. В большинстве форумов все темы хранятся вечно, а переносы тем из-за несоответствия тематике раздела осуществляются редко и без видимой системы. Между тем модератор раздела, если он немного разбирается в тематике, обычно может без труда установить, представляет ли тема или какие-то высказывания в ней интерес для других пользователей, у которых в будущем возникнут схожие проблемы. После окончания обсуждения он может его закрыть и по собственной оценке удалить тему или отредактировать ее содержимое, чтобы понять приведенные аргументы и выводы было проще. Это дополнительная нагрузка на модератора, но для создания хорошо организованного тематического форума такая работа необходима.
Модерация темы не обязательно должна происходить после окончания обсуждения. В темах, предоставленных самим себе, нередко возникает несколько параллельных обсуждений, слабо связанных с исходным вопросом (оффтопик). Эти обсуждения отвлекают внимание от основного направления и затрудняют чтение обсуждения. Нередко в теме при еще не решенном основном вопросе обсуждается только оффтопик. Вернуть обсуждение в конструктивное русло тогда можно только решительно вырезав не относящиеся к вопросу высказывания. При этом, если оффтопик сам по себе представляет ценность, его можно вынести в отдельную тему.
Лучше всего, однако, не доводить ситуацию до такого состояния и душить оффтопик в зародыше, что подводит нас ко второй цели модерирования: контролю и направлению обсуждений в конструктивное русло. В случае оффтопика обычно хватает одной короткой фразы от модератора после первого же постинга, отклоняющегося от темы, чтобы обсуждение в этом направлении прекратилось. Это не придется проделывать часто - после нескольких таких предупреждений даже самые упорные поймут, что модератор следит за своим разделом, и прекратят попытки обсуждать посторонние вопросы.
Не менее важен тут и контроль качества вопросов и ответов. Слишком часто встречаются темы, где пользователи долго пытаются выяснить, что означает то или иное высказывание. Вопрошающим тут надо однозначно дать понять, что ответа не будет, пока не появится понятная формулировка вопроса. В особо тяжелых случаях тему можно даже временно закрыть, чтобы предотвратить бесполезные разговоры. В этом смысле важно поддержание определенного уровня в разделе, поскольку большинство пользователей ориентируется на окружающие темы (к сожалению обращает на себя внимание как раз то меньшинство, которое этого не делает).
Повысить качество ответов гораздо сложнее. Единственная мера воздействия, которую здесь можно применить - это модераторские предупреждения. При этом важно не увлекаться, не выносить предупреждения слишком часто и по мелочам. Примелькавшись, предупреждения утрачивают свою силу.
Остается обсудить последнюю и самую щепетильную задачу модерирования: поддерживание стиля общения на подобающем уровне. Щепетильную, поскольку это чаще всего остального ведет к несогласию с действиями модератора и конфликтам. Самое основное правило в данном контексте: переходам на личности в тематическом форуме не место. Модераторы не могут контролировать, как ведут себя люди за пределами форума (да это и не их дело), но на форуме они должны вести себя достойно. Для достижения цели модератор может воспользоваться системой штрафов (верхом которых является блокирование доступа к форуму), а в тяжелых случаях редактировать или даже удалить сообщение. Здесь модератору особо важно занимать четкую позицию и действовать последовательно. Провинившемуся должно быть очевидно, что именно тип поведения, а не его персона, не приветствуются на форуме. Более того, модератор должен обладать достаточным авторитетом, а это означает в первую очередь, что ему нельзя вменить ту же провинность.
Тем не менее случается, что оштрафованный считает себя несправедливо обиженным и отказывается понимать обратное. Нередко в данном контексте звучат призывы к "общественности" осудить несправедливого модератора. Если же "общественность" не игнорирует их, а включается в спор, не зная всех фактов, и начинает дискутировать (а подобные дискуссии всегда ведутся бурно), то оштрафованный достиг своей цели - нормальная работа форума нарушена, полезные участники форума отворачиваются от него, чтобы не видеть вызывающих отвращение сцен, вред форуму нанесен. Поэтому подобные разборки следует жестко пресекать в самом начале. Здесь действительно полезно правило: "Решения модератора не обсуждаются". Модератор не обязан держать ответ перед "общественностью", и никакие призывы к демократии этого не меняют - "демократия" на форуме неизбежно вырождается в правление крикунов, кто громче кричит, тот и прав. Модератор отвечает исключительно перед тем, кто сделал его модератором, то есть перед администрацией форума (в той или иной форме).
Иногда даже после закрытия обсуждения дело не заканчивается. Особо упорные нарушители начинают создавать новые темы с аналогичным содержанием быстрее, чем модераторы могут их удалять (флуд). Для оправдания такого поведения часто цитируются права человека, в частности свобода слова. Но свобода слова не подразумевает свободу публикации своего слова где бы то ни было, кроме, разве что, стенок общественных туалетов. Форум в этом смысле схож с научным журналом - многие хотят высказать свое мнение, но редактор выбирает только тех, чье мнение представляет какой-то интерес.
Администрация форума не обязана терпеть неконструктивную критику в свой адрес. И тем более не обязана она терпеть попытки афишировать эту критику, несмотря на то, что вопрос уже объявлен закрытым. Если разумные доводы на скандалиста не действуют, то существует лишь одно возможное направление действий: блокировка доступа к форуму, сначала временная, а потом и постоянная, если после открытия доступа нарушения продолжаются.
Качественное модерирование непростая и требующая времени задача. Модератору необходима четкая и продуманная политика, которой он придерживается во вверенном ему разделе. Он должен как можно быстрее реагировать на возникающие проблемы, чтобы не вызывать впечатления, будто раздел остался без присмотра. И самое сложное: ему нужно противостоять ощущению полной вседозволенности, которое у многих людей ошибочно ассоциируется с Интернетом.

Третья часть
3.1. Самой главной задачей МОДЕРАЦИИ в системе повышения квалификации учителей - это выбор методов в деятельности модератора. Модерация в повышении квалификации учителей и необходимая для этого методическая компетентность не только могут быть освоены, но и усовершенствованы каждым модератором. В соответствии с индивидуальными личностными особенностями самих модераторов. Вследствие различий в целях, содержании и условиях повышения квалификации не может быть никаких стандартизаций относительно роли модератора и выбора методов в смысле "Это правильно, это неправильно". Практика повышения квалификации учителей, рассматриваемого как процесс взаимодействия взрослых среди взрослых всегда характеризуется многообразием стилей профессионального поведения модераторов и их индивидуальной склонностью к использованию тех или иных методов.

3.2.Рассмотрим режим предварительной модерации, который заключается в том, что появление (публикация) сообщений на форуме происходит не сразу же после отправки его на сервер, а после прочтения модератором. А поскольку сама модерация существует лишь для того, чтобы сократить на форуме число нежелательных сообщений, то становится очевидно, что многие сообщения могут вовсе не появиться на форуме потому, что это противоречит политике администрации сайта.
Режим предварительной модерации имеет не только неоспоримые преимущества, но и ряд существенных недостатков. К числу недостатков относится не сама по себе цензура, что бывает полезно, когда анонимность участников форума очень часто их провоцирует на неадекватное поведение, а именно: оскорбления, мат, ругательства, постоянные провокации и большое количество чепухи, которую можно встретить на форумах без модерации.
Объективным недостатком режима предварительной модерации является задержка по времени появления сообщения после отправки его на сервер. В самом деле, не может же модератор постоянно, то есть круглосуточно и в режиме реального времени читать все новые сообщения. Отсюда неудивительно, что режим предварительной модерации, как правило, существует на форумах коммерческих сайтов, которые больше похожи на Гостевые книги.
Предварительная модерация на форумах коммерческих сайтов оправдана потому, что здесь важно не столько участие в диалоге членов форума между собой, сколько ответы модераторов форума на вопросы посетителей сайта. По сути, это - режим тех. поддержки сайта, когда ответы на вопросы посетителей сайта должны давать специалисты по конкретному виду бизнеса.
Это, во-первых, должно увеличить продажи, а также доверие к фирме, представляющей данный сайт. Во-вторых, режим предварительной модерации является преградой для недобросовестной конкуренции, когда фирмы-конкуренты также ведущие бизнес в сети предпринимают попытки дискредитировать конкурента через форум на его собственном сайте.
Отсюда неудивительно, что форумы с предварительной модерацией пишутся программистами на заказ, и их нельзя скачать по сети безплатно.
На форумах, которые предназначены для свободных и бурных дискуссий участников форума между собой, режим предварительной модерации отсутствует потому, что это, как правило, повышает доверие к форуму в целом.
В самом деле, зачем человеку писать сообщение на форум, если он до конца не уверен, что его информация появится на форуме вообще. С другой стороны, отсутствие предварительной модерации способно свести на нет усилия модератора по наведению порядка лишь потому, что число новых сообщений на форуме в сутки достаточно велико.
Такой форум может закрыться не потому, что на нем почти нет сообщений, а, напротив, из-за обилия провокаций и сообщений не в тему, которыми, как мы знаем, очень богат Интернет.
Итак, мы видим, что в этом случае нужно искать компромисс между оперативностью в публикации сообщений на форуме и необходимостью модерации вообще. Форум Сервиса конференций предлагает своим участникам режим предварительной модерации, который можно включить или отключить в любое время в зависимости от того, как сейчас развивается форум, а также возможностей модератора оперативно читать сообщения.
Причем в разделе форума FAQ всем участникам сразу видно, как в данное время настроен форум. А сочетание с возможностью модератора оперативно давать объявления по ходу ведения форума, которые появляются не в тексте самих сообщений, а сверху над каждой страницей форума, должно создавать атмосферу предсказуемости и доверия к администрации форума в целом. Можно думать, что это в умелых руках модератора способно повысить как посещаемость форума, так и число интересных и содержательных сообщений.

3.3. У каждого места общения в интернете есть владелец. Поэтому, участвуя в общении, вы находитесь у кого-то "в гостях". Хозяин обычно устанавливает какие-то правила и следит за их выполнением, этот процесс называется модерацией.
Модератор следит, чтобы дискуссия соответствовала заданной теме (если таковая имеется) и установленным правилам, и при необходимости применяет к участникам административные меры - от предупреждения "зарвавшихся" до удаления каких-то сообщений или даже запрета доступа для некоторых пользователей.
Различают постмодерацию и премодерацию. Наиболее распространена постмодерация, когда сообщения от участников публикуются непосредственно по мере поступления, а модератор лишь иногда просматривает форум и удаляет "мусор".
Премодерация используется реже, поскольку требует постоянной работы модератора - каждое поступившее сообщение сначала должно быть подтвеждено (разрешено) модератором, и только после этого публикуется.
Обычно правила форумов, чатов и рассылок довольно демократичны; основное, что считается недопустимым - прямое хамство и явная реклама. Стандартное требование звучит так: "Не флеймить и не спамить" (см. Флейм, Спам).
Если вам кажется, что вас в форуме незаслуженно обидел модератор - например, удалил ваше сообщение, не стоит шумно возмущаться нарушением свободы слова. Хозяин волен на свой вкус определять, что ему нравится, а что не нравится в своем "доме". Вы же всегда можете создать собственный форум, рассылку и т.д., в которых установить собственные правила поведения.
Модерацией также называют проверку выполнения правил веб-сервисов, записанных в пользовательском соглашении

Статья взята с www.klubok.net
__________________
Начни жизнь на форуме с прочтения раздела правил!
Atagon вне форума   Цитата выделенного
Поблагодарили:
FlashStyle (03.06.2009)
Закрытая тема

Метки
модератор, модерация, форум

Опции темы Поиск в этой теме
Поиск в этой теме:

Расширенный поиск
Опции просмотра

Ваши права в разделе
Вы не можете создавать новые темы
Вы не можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения

BB коды Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.
Trackbacks are Выкл.
Pingbacks are Выкл.
Refbacks are Выкл.



Часовой пояс GMT +4, время: 00:30.
Copyright © TV Lipetsk Forum 2009-2013
При поддержке: ТРЕКЕР48